Президент России Владимир Путин во время прямой линии заявил, что крушение танкеров в Керченском проливе, в результате которого мазут появился на побережье Кубани, — это настоящая экологическая беда.
В Анапе, в селе Витязево организовали волонтерский центр, где собирают гуманитарную помощь. В этом же здании находится и пункт помощи птицам: волонтеры руками отмывают их от мазута. По оценкам эколога, центр будет работать около недели. За первые полдня туда привезли около 30 птиц, часть из них были уже отмыты. Некоторые животные в плохом состоянии. В планах отвезти птиц в Краснодар, затем, возможно, в Ставрополь. К вечеру 19 декабря число птиц увеличилось до 247. К сожалению, 17 из них погибли.
“Система была отработана еще в 2007 году, тогда международные организации руководили процессом. Сейчас мы попытаемся сами спасать своих птиц”, — добавил эколог.
“У птиц, пострадавших от мазута, слипаются перья, нарушается терморегуляция. Их нужно отогревать. Они очень быстро заболевают воспалением легких и чаще всего погибают из-за этого. Мы сейчас активно их спасаем. Но тем не менее видим, что большое количество не успели спасти, к сожалению”, — Георгий Каваносян.
"Всего собрано 3303 тонны загрязненного песка и грунта. В порту Анапы обработано сорбентом 100 квадратных метров акватории, собрано четыре тонны нефтесодержащей жидкости", сообщили в пресс-службе МЧС.
В Росприроднадзоре заявили, что берут анализы воды и почвы, чтобы понять, на сколько превышены показатели загрязнения.
Людям удалось спасти около 10 дельфинов. Отмывать их отвезут в Абрау-Дюрсо.
«Задействовано очень много людей, спецтехника, МЧС, казаки, волонтеры, отдыхающие, муниципальные работники. Приехали люди из соседних городов. Все неравнодушные откликнулись».
Мнение экологов:
Плохие погодные условия — это наше счастье. Если бы сейчас на море был штиль, то мазут бы распространился тонкой пленкой на площадь порядка 30-40 тысяч квадратных километров.
«Ущерб был бы просто колоссальный. К счастью, мы имеем дело с неидеальными условиями. У нас это пятно очень быстро фрагментируется, распадается на части. Одна часть остается в воде, опускается на дно. Вторая часть выбрасывается на берег. Мы это видим в районе Анапы», — эколог Георгий Каваносян.
Эколог Илья Рыбальченко:
Указал на то, что основная масса нефти сейчас находится в затонувших танкерах. «И соответственно, они могут быть тампонированы и аккуратно извлечены. То есть мы должны понимать, что разлилось не все и современные технологии позволяют, как только закончится шторм, заблокировать остатки от выделения», — подчеркнул эксперт.
“Что касается вытекшего топлива, его сейчас собирают в том числе при помощи боновых заграждений и насосов. Иными словами, спасатели локализуют узкие загрязнения”.
«Если нефть разливается тонкой пленкой, нарушая газообмен между воздухом и водной фракцией, то мазут себя ведет совершенно по-другому. При такой температуре он в основном превращается в капельки, шарики». Эти "шарики" находятся на разной глубине, потому что имеют разную плотность. Некоторые из них действительно находятся на водной поверхности, некоторые тонут и оказываются на дне, а третьи — в толще воды.
Именно поэтому так называемые боновые заграждения не очень эффективны при работе с мазутом, потому что он не весь на поверхности», — заметил Рыбальченко.
Справочно:
Напомним, что в ноябре 2007 года, уже случалась подобная трагедия. Тогда в Керченском проливе во время шторма пополам разломило танкер «Волгонефть-139». В воде оказалось около 2 тысяч тонн мазута. Всего за один день затонули пять судов, в том числе, перевозивших серу, что вызвало настоящую экологическую катастрофу.